Стимулирование инноваций тесно связано с расширением возможностей привлечения капитала, включая осуществление совместных инвестиций в инновационные программы и проекты, и зависит от сложившейся структуры финансирования инновационной деятельности.
События последнего десятилетия четко показывают необходимость радикальных преобразований в отечественной экономике на инновационной основе. Для этого необходимо использовать четко организованный системный подход к стимулированию и поддержке инновационной деятельности на государственном и местном уровнях. За счет создания мощных национальных инновационных систем возможно серьезно повысить научно-технический потенциал страны, эффективности экономики в целом и обеспечить конкурентоспособные позиции на мировом рынке.
Республика Беларусь, выбравшая инно¬вационный вектор развития, обосновано про-водит активную государственную политику, ин¬струменты и методы которой носят характер, стимулирующий инновационную активность в стране.
В Республике Беларусь создана достаточно разветвлённая инновационная система, включающая в себя множество элементов, а именно: созданы и действуют научно-технологи¬ческие парки, инновационные центры, центры трансфера технологий, бизнес-инкубаторы, ин¬формационные и маркетинговые центры, цен¬тры научно-технического творчества молодежи, созданы венчурные организации.
При разработке норма¬тивных правовых актов особое внимание уделяется созданию эффективного механизма правового ре¬гулирования инновационной деятельности, в ко-тором ключевое место должны занимать правовые инструменты государственного стимулирования и поддержки инновационной деятельности.
Стимулирование инновационной деятельности в Республике Беларусь осуществляется в форме:
- финансирования инновационных проектов за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов;
- финансирования расходов на организацию деятельности и развитие материально-технической базы субъектов инновационной инфраструктуры, включая капитальные расходы;
- финансирования участия субъектов иннова¬ционной деятельности и субъектов инновационной инфраструктуры в международных выставках, яр¬марках, конференциях, семинарах и иных подобных мероприятиях;
- предоставления права пользования государ¬ственным имуществом, права использования объек¬тов интеллектуальной собственности для осущест¬вления инновационной деятельности;
- передачи субъектам инновационной деятель¬ности имущественных прав на результаты интел¬лектуальной деятельности, полученные за счет средств республиканского и (или) местных бюд¬жетов и необходимые для осуществления иннова¬ционной деятельности;
- предоставления налоговых льгот субъек¬там инновационной деятельности, производящим и реализующим инновационные товары, и субъек¬там инновационной инфраструктуры;
- таможенного регулирования экспорта продук¬ции и технологий, созданных на основе новшеств, а также импорта сырья, оборудования, комплектую¬щих, необходимых для их производства (создания).
Заведующий сектором контрольной работы
Ольга Матусевич